Оценка функциональной грамотности обучающихся

Что такое функциональная грамотность?

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека
  • понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
  • Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
  • Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
  • Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Документы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся:

  • План мероприятий Томской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, утверждённого распоряжением Департамента общего  образования Томской области от 17.09.2021 № 1521-р (в редакции распоряжения ДОО ТО от 22.12.2021 № 1999-р).
  • Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 17.01.2022 г. №9-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Города Томска 2022 год»
  • Методические материалы по формированию функциональной грамотности на сайте информационно-методического центра г. Томска:  http://imc.tomsk.ru/?page_id=30627

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Уважаемые коллеги!

В соответствии с письмом Министерства просвещения России от 15.09.2021 № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации», с распоряжением Департамента общего образования Томской области от 22.12.2021 г. № 1999 «О внесении изменений в распоряжение Департамента общего образования Томской области от 17.09.2021 г. № 1521-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Томской области, на 2021-2022 учебный год», в целях повышения качества образования и конкурентоспособности обучающихся общеобразовательных организаций Томска, реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, в рамках национального проекта «Образование» необходимо пройти по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ для регистрации на платформе и получения дополнительной информации.